Четверг, 24.05.2018, 17:04
 
   Сергей Заревcкий
  архив персонального сайта 2007-2010
Главная | RSS

Меню сайта

Цитата дня
«Работа с людьми с ограниченными возможностями - одно из главных направлений нашей работы в ближайшем будущем. Мы планируем множество мероприятий, в которые мы будем активно вовлекать молодежь, чтобы ребята знакомились друг с другом, учились друг у друга, и чтобы мы все понимали, что между нами нет разницы, мы все из одной семьи, просто кому-то из нас нужно немного больше безусловно заслуженного внимания!»

Поиск
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Главная » 2010 » Февраль » 10 » Донская столица празднует юбилей великого писателя
Донская столица празднует юбилей великого писателя
13:34
«Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни» А.П. Чехов

В середине декабря в южной столице состоялось подведение итогов проекта «Мы и А.П. Чехов», посвященного 150-летию со дня рождения великого писателя, нашего земляка. В Донской публичной библиотеке прошла грандиозная праздничная программа с награждением победителей творческих конкурсов, объявленных в рамках проекта.
Юбилей Антона Павловича Чехова мир отпразднует в январе будущего года. Его заслуженно относят к величайшим писателям мира. Он родился в г. Таганроге, в 1860 году. После окончания гимназии Антон Павлович приехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского государственного университета. С первых дней переезда молодой Чехов начал писать маленькие рассказы в юмористические журналы. Литературный труд становится основным источником заработка: его «юмористические мелочи» регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами. После окончания университета Чехов, работая уездным врачом, продолжает «многописание»: основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ – сценка, этюд, набросок, основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни.

Чехов. Начало
 

«Вхождение в литературу» Чехова связано с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина «Новое время» (с 1886), где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника «В сумерках» (1887), выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение). В том же 1887 пьесой «Иванов» (поставлена на сцене театра Корша) Антон Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства. Внимание критиков, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов (Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести «Степь», опубликованной в 1888 г. в журнале «Северный вестник», обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через «случайные» реплики и жесты. В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России – его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его «объективной» (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет «с холодной кровью», в излишнем «фотографизме» и т. д.; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него «общей идеи» (повесть «Скучная история», 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть «Палата N 6» (1892), за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Антоном Чеховым закрепилась репутация бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.

Проблематика рассказов
 

В многочисленных рассказах этого времени Антон Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма («Огни», 1888), социального дарвинизма («Дуэль», 1891), радикального народничества («Рассказ неизвестного человека», 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений («Три года», «Супруга», «Ариадна», 1895), аномальных явлений психики («Черный монах», 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически – они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.

Новаторство драматургии Чехова

Одновременно Антон Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом (исключая проникновенную игру В. Ф. Комиссаржевской), и только постановка Московского художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра. К. С. Станиславский и В. Немирович-Данченко заметили наиболее существенный принцип в драматическом движении чеховских пьес, так называемое «подводное течение». Именно они впервые раскрыли за внешне бытовыми эпизодами и деталями присутствие непрерывного внутреннего лирического потока и приложили все усилия, чтобы донести новую интерпретацию чеховской драмы до зрителя. Благодаря Станиславскому и Немировичу-Данченко заражающая сила пьес Чехова стала очевидной.

Последний период творчества


В конце 1890-х – начале 1900-х гг. Антон Чехов – признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие в литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Антон Чехов создает картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно. В творчестве Чехова отразились черты русского национального характера – мягкость, задушевность и простота при совершенном отсутствии лицемерия, позы и ханжества. Чеховские заветы любви к людям, отзывчивости на их горести и милосердия к их недостаткам живы в наших сердцах как воспоминания о чем-то очень дорогом и нужном, бесконечно близком.
Значение творчества
…Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара...
Чествуем писателя

И вот теперь, в преддверие юбилея писателя управление образования Администрации города Ростова, МОУ «Методический центр образования Ростова-на-Дону» и Политический совет Ростовского городского отделения партии «Единая Россия» организовали совместный проект «Мы и А.П. Чехов». В приветственном обращении мэра города Ростова-на-Дону, члена Политсовета ростовских единороссов Михаила Чернышева к участникам проекта говорится, что Чехов «сын великого народа, впитавший в себя его свободолюбие, ясность ума, великодушие и гуманизм и выразивший это в своих бессмертных творениях, был не просто писатель, а человек, который открыл для себя особый образ жизни и мышления. Следуя самым высоким правилам этики и морали, он всю свою жизнь боролся с пошлостью, мещанским самодовольством, раболепием, осмеивал и изображал их бесстрастным, острым пером. А.П. Чехов – наш единомышленник в своей любви к жизни, к свободе, по своему оптимизму и желанию быть полезным людям». В рамках проекта во всех школах Ростова прошли открытые уроки, конференции, круглые столы и конкурсы, посвященные 150-летию Чехова. В конкурсе рисунков на «чеховскую» тематику участвовали учащиеся 5-11 классов общеобразовательных и художественных школ города, которые готовили иллюстрации к произведению А.П.Чехова или ассоциативные композиции по произведениям. В конкурсе творческих работ (сочинения, эссе, очерки, рассуждение), посвященных творчеству Чехова, приняли участие больше 100 учеников 8-11 классов. На празднике в «Публичке» организаторы наградили победителей первого этапа конкурсов, второй пройдет в январе будущего года, непосредственно в день рождения писателя. Самые лучшие художественные работы украсили стены библиотеки. Гости праздника отметили, что среди картин преобладают портреты самого писателя. И именно портреты заняли первые места в художественном конкурсе. Например, в возрастной категории 8-9 классы самым лучшим рисунком был назван «Портрет А.П. Чехова» Милы Куриленко, ученицы школы №92.. «Я узнала о конкурсе за пять дней до его проведения, и за один вечер нарисовала работу, - рассказывает Мила. - Для меня Чехов – потрясающий психолог. В его произведениях показаны истинные чувства героев. Некоторые рассказы помогают мне лучше понять людей. В своем рисунке я попыталась воссоздать образ Чехова – неприступного, серьезного внешне и очень доброго, чувствительного изнутри». Лауреаты литературного конкурса зачитали отрывки из своих эссе на «чеховскую» тематику. Ольга Христич, ученица 7 класса школы № 72 представила свое сочинение «Беседа с Чеховым»: «Я прогуливаюсь по тихим улицам Таганрога, любуясь их красотой, наслаждаясь запахами моря и степи, наблюдаю за людьми, спешащими куда-то или спокойно прогуливающимися, и мысленно обращаюсь к А.П. Чехову, земляку, великому писателю и драматургу, меценату: Уважаемый Антон Павлович! Как вы ошиблись, когда однажды сказали, что все Вами написанное забудется через пять-десять лет. Уже около ста тридцати лет мы, читатели разных поколений, наслаждаемся вашими произведениями и не перестаем удивляться провидческому дару. Тематика Ваших прозаических и драматических творений актуальна и по сей день. Такие персонажи, как Ионыч, Хамелеон, Овсов, Толстый и Тонкий и многие другие, встречаются в любом городе и в двадцать первом веке». Дарья Рыбченко, ученица 9 класса школы № 60. Отрывок из сочинения «Разноцветный мир Антона Павловича Чехова»: «Передо мной книга с рассказами великого земляка. Чувствую, что зовет она меня за какими-то открытиями, но пока еще не пойму, за какими… И вдруг! Я вижу цвет, изливающийся со страниц! Краски выходят постепенно, одна за другой, разыгрывая передо мной спектакль цветовой символической игры. Красиво! Многозначно! Я сама увлекаюсь живописью, и поэтому мне особенно интересно шагнуть в мир Чехова с мольбертом в руках и запечатлеть все увиденное в цвете. Ну что ж, в путь! Приглашаю всех со мной!». София Кошельникова, ученица 11 класса гимназии № 76, сочинение «По дороге к Чехову»: «Экскурсия на родину великого земляка нами, тогда еще десятиклассниками, была воспринята с воодушевлением. И не только потому, что это был лишний повод пообщаться друг с другом, отвлечься от привычных школьных будней. Еще и потому, что свежи были в памяти изученные ранее «знакомые незнакомцы»: «толстый» и «тонкий», Елдырин, Беликов, Пришибеев… И об Ионыче мы уже знали, прочитав о нем заранее по совету учителя. Интересно было посмотреть на улицы, по которым бродили чеховские герои, дома, в которых они жили. И, конечно же, хотелось увидеть воочию места, связанные с жизнью самого писателя, больше узнать о нем как о человеке». Поздравляя ребят с победой, вручая им грамоты и подарки, один из организаторов проекта, член Ростовского городского Политсовета партии «Единая Россия», координатор Политического клуба Партии по направлению «Культура» Сергей Заревский подчеркнул: «Очень отрадно, что юные ростовчане активно участвуют в творческих конкурсах. Это означает, что классическая литература остается читаемой и любимой нашим молодым поколением. Имя Чехова, его гений не оставляют равнодушными читателей всего мира уже почти сто пятьдесят лет и, надо заметить, донская земля с тех пор не оскудевает на таланты. Возможно, имя одного из участников нашего мероприятия займет место в одном ряду с именем великого земляка». Секретарь Политического совета Ростовского городского отделения «Единой России», депутат Законодательного собрания Ростовской области Наталья Кравченко сказала, что конкурс «Мы и А.П. Чехов» - праздник творчества и искусства. «Очень важно, что столько молодежи приняло участие в проекте. Ваши рисунки помогли вам проявить себя, раскрыться, работы выполнены ярко, талантливо. Спасибо вам всем за участие», - подчеркнула Наталья Васильевна. Заместитель Секретаря Политического совета Ростовского регионального отделения партии «Единая Россия», руководитель Регионального исполнительного комитета Партии Александр Нечушкин заметил, что «взрослые» в силу разных причин не всегда могут радоваться успехам детей, однако этот праздник все же смогли посетить три депутата Донского парламента – Наталья Кравченко, Евгения Колесникова и Сергей Петляков, депутаты Ростовской городской Думы Ашот Хбликян и Андрей Грибенюк. Он также поблагодарил детей за талантливое отображение чеховских произведений.
«Чехов бесконечен», - эти слова директора ДГПБ, депутата Законодательного собрания Дона Евгении Колесниковой как нельзя лучше выразили смысл праздника. Творчество писателя пронизано любовью к человеку. Читая Чехова, сами того не замечая, мы становимся лучше во всех смыслах. Читать Чехова – нужно. И просто интересно.
Просмотров: 2583 | Добавил: zarevsky
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Заревский С.А.© 2018